вторник, 2 марта 2021 г.

Реализация муниципального проекта "Бережливое образование" в МБОУ гимназии № 18

Современная школа: инновации в обучении

Современная школа — это дом, в котором сформировано единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

С начала декабря 2019г. наша гимназия является одной из пилотных организаций, которым предстояло реализовывать проект "Бережливое образование" в стенах нашей школы.

Гимназия поставила перед собой ряд задач:

- систематизировать рабочее место ученика начальной ступени образования;

- разработать визуализацию для пробуждения интереса бережливого мышления у учеников, учителей и родителей школы;

- привить интерес к экологическому воспитанию учащихся путем создания класса Экопоколение;

- внедрить положительный опыт в массы путем сотрудничества с движением Экопоколение и МБДОУ детский сад № 8.


В состав рабочей группы «Бережливое образование в МБОУ гимназии № 18» входят как молодые, так и опытные педагоги. Вместе мы проводим еженедельные планерки, на которых ставим цели, обсуждаем текущие вопросы и результаты.

Наша рабочая группа состоит из отделов, которые являются ответственными за определенные направления проекта:

- отдел по работе с систематизацией рабочего места школьников младшей и средней ступени образования;

- отдел бережливого отношения к природным ресурсам (утилизация мусора, сбережение воды в школе);

- отдел бережливого отношения к природе (утилизация батареек; эко-среда)

- отдел бережливого отношения к учебному заведению;

- научно-методический отдел.

Для реализации проекта рабочей группой были составлены: дорожная карта, тактический план, обработаны листы проблем и предложений. Разработан авторский стенд.

Основной целью внедрения бережливых технологий в ОО является создание комфортного образовательного пространства путем использования визуализации, как одного из главных инструментов бережливого производства.

Методы визуализации, выбранные гимназией:

-Оконтуривание;

-Цветовая маркировка;

-Метод дорожных знаков;

-Метод «было-стало»

-Графические рабочие инструкции

-Чек-листы

-Визуальные стандарты (показывают наилучший способ выполнения работы, действия).

Пример стандарта - пошаговая инструкция для родителей «Все что нужно знать первоклашке о школе».

Так в кабинете специалистов появились маркеры, которые помогают быстро найти необходимый материал. Разработанные маркеры пространства позволяют легко ориентироваться в кабинетах здания учреждения.

При организации работы обучающихся, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.

Принципы бережливого производства, внедряемые в школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях и взрослых бережливого мировоззрения.

Поэтому необходимо, как можно раньше прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу. Учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

Так, 8 Б класс является волонтерским классом по ознакомлению общественности с понятием «Бережливое образование». Кабинет класса был полностью переоборудован согласно правилам «Бережливого образования»:

- создание фотообоев по формированию бережливого мышления;

- формирование «полезного уголка»

(ребята посадили мяту, чабрец, шалфей, мелиссу, на табличках указали пользу каждого растения);

- формирование «полки для обмена книгами»;

- систематизация рабочего места учителя и учеников (в т.ч. полки, шкафы).

В гимназии существует инновационная школа наставничества: и в рамках проекта «Бережливое образование» нами было создано волонтерское движение «Эко-поколение».

В рамках работы проекта реализуются следующие направления:

- фабрика процессов;

- обучающие просветительские уроки

- создание экологического музея

- сбор и утилизация батареек

- сбор и утилизация макулатуры

- продвижение проекта в соц.сетях.

Для повышения мотивации обучающихся нами выбраны основные типы наставничества "ученик-ученик" и «реверсивное наставничество».

На данный момент в гимназии оборудован эко-класс, разработаны фотообои; старшеклассники совместно с 5-6 классами реализуют фабрики процессов.

1. Созданы «эко-грядки». Учащиеся выращивают целебные травы (шалфей, мелисса, чабрец, мята и микрозелень). Растения выращиваются в благоприятных условиях, ребята регулярно за ними следят. Таким образом, мы хотим показать детям, что такие растения можно выращивать и в домашних условиях (у себя на подоконнике);

2. Осуществляется пошив «овощевок» и «фруктовок». Пошив, на данный момент, проходит в режиме дистанционного обучения в рамках внеурочной деятельности. Данное направление фабрики процессов взято с целью замещения пластиковых пакетов экологичными аналогами (ситец, хлопок).

3. Также вторичное сырье используется для создания картин. Гимназисты вместе с обучающимися других учреждений активно проводят мастер-классы.

4. Обучающие онлайн-уроки для малышей на платформе Ютюб. Старшеклассники записывают обучающие видео для начальных классах, знакомя с различными инструментами систематизации бережливой осознанности.

Еженедельно для учащихся школ-партнеров, воспитанников сада, а также учителей, воспитателей и родителей эко-активистами проводятся уроки, посвященные привитию эко-воспитания.

Эко-активисты рассказывает ребятам о деятельности их организации, которая проводит экоуроки и спектакли тематической направленности для обучающихся, а также с помощью волонтерского движения организует уборки на пляжах и в лесах.

Представитель «ЧИСТОЙ СРЕДЫ» Дарья и волонтеры гимназии также показывают ребятам спектакли тематической направленности, а также с помощью волонтерского движения организуются уборки на пляжах и в лесах.

Несмотря на карантинные меры, мы продолжаем сотрудничество с «Чистой средой» и проводим уроки для школ дистанционно.

Для детского сада-партнера, МБДОУ № 8, учащимися подготовлен ряд мероприятий. Школьники рассказывали детсадовцам о том, как важно сортировать мусор, сдавать батарейки на переработку, демонстрировали свои плакаты.

В рамках обучения, ребята придумали игру для малышей. Учащиеся сделали небольшие коробочки (импровизированные мусорные баки), которые малыши должны были заполнить различными отходами по категориям (пластиком, стеклом, бумагой, пищевыми отходами).

На время собирали школьные портфели, думая, какие вещи необходимо оставить дома, а что пригодится в процессе обучения.

Гимназисты рассказали и показали дошколятам как в домашних условиях можно сделать соль для ванны. Малыши самостоятельно выбирали ароматы эфирных масел, добавляли сухоцветы, а затем украшали ёмкости для соли.

В этом году обучающиеся 8 классов на базе эко-класса создан экологический музей.

Осуществляется сбор батареек и макулатуры совместно с родителями и педагогами, сотрудничая с различными организациями. Обучающиеся сами договариваются со школами партнерами и организациями по утилизации продуктов.

Также, еженедельно нашей рабочей группой практикуется проведение онлайн-консультаций по реализации проекта «Бережливое образование». Создан и активно ведется раздел в блоге заместителя директора по УМР, Шепелиной О.Б. И раздел в инстаграме штаба методической работы, освещаю-щий направление «Бережливое образование» в МБОУ гимназии № 18 (https://shepelina18.blogspot.com/p/blog-page_90.html @shtab_018).

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".